Это интересно
Новости по теме
|
АпокрифыСлово ????????? (греч. - тайный, сокровенный) в церковной литературе имело двоякое значение. Иногда апокрифы противопоставляются книгам, которые находятся в употреблении во время церовных собраний. В таком случае апокрифы - то же, что secretae et non volgatae scripturae, absonditae - книги тайные, сокрытые. Но слово ????????? могло также означать сочинение, происхождение которого неизвестно. В этом случае апокриф - то же, что сочинение подложное, неподлинное. По Августину, апокрифической книгу делает именно occulta origo (тайное происхождение). И тот, и другой признаки стали потом сливаться. Апокрифы распадаются на две группы: апокрифы Ветхого Завета и Апокрифы Нового Завета. Слово "апокриф" в приложении к книгам Ветхого Завета понимается восточной и католической церковью и протестантской различно. Протестанты называют апокрифами книги, которые древняя церковь вообще и теперь греко-восточная в частности не считают таковыми. Для тех книг, которые у нас слывут за апокрифические, у протестантов есть другое название: псевдоэпиграфы. Первым, кто зачислил в разряд апокрифов книги Ветхого Завета, греческой и средневековой латинской церквами не считавшиеся таковыми, был Карлштадт в сочинении "О канонических книгах Писания", 1520. Книги эти следующие: 2-я книга Ездры, вставки в книге Есфирь, Песнь трех отроков в книге пророка Даниила (3 гл.),13-я и 14-я главы той же книги, молитва Манассии (в конце 2-й книги Паралипоменон), книга пророка Варуха, Послание Иеремии, книга Товит, книга Иудифь, 1-я, 2-я и 3-я книги Маккавейские, книга Иисуса, сына Сирахова и книга Премудрости Соломона. Все эти книги помещаются в Библии наряду с каноническими и называются в православной и католической церквах не апокрифами, а неканоническими. Среди действительных апокрифов Ветхого Завета известны: Псалмы Соломона, книга Юбилеев, книга Еноха, Завет 12 патриархов, Апокалипсис Варуха, 3-я книга Ездры, Вознесение (Успение) Моисея, Мученичество Исайи, Паралипомены Иеремии и др. Большая часть этих апокрифов имеет характер пророческий, некоторые - характер легенд. В то время как древние пророки обращались к народу непосредственно, большей частью в живой речи, в эпоху около Рождества Христова люди, объятые религиозным энтузиазмом, стараются воздействовать на современников не от себя, но призывают в посредники Моисея, Еноха, Ездру и др. Содержание этих апокрифов очень разнообразно. Некоторые представляют большие проповеди, другие содержат раскрытие божественных тайн. По форме эта позднейшая апокалиптика заметно отличается от ранней профетии: ее откровения облекаются в причудливую форму разного рода подобий и картин. Люди иногда выступают под образом зверей; события истории представляются в виде явлений природы. Иногда в этих апокрифах заметна языческая мифология. Апокрифы Нового Завета разделяются на четыре группы: апокрифические евангелия; апокрифические деяния апостольские; апокрифические послания апостольские; апокрифические апокалипсисы. Известно около 50 названий евангелий. Они вызывались желанием христиан иметь подробные сведения о тех моментах в жизни Иисуса, которые в канонических евангелиях или не освещены совсем, или освещены недостаточно. Иногда авторы - особенно гностики - имели в виду в занимательной, повествовательной форме провести догматические воззрения, которые отклоняла церковь. Материал для такого рода работы иногда поставлялся воображением и даже языческими сказаниями; но чаще фантазия старалась найти точку опоры в канонических евангелиях. События, на которые здесь сделаны только намеки, в апокрифах разрабатывались со всею тщательностью. Иногда изречения Иисуса, данные в евангелиях, в апокрифах превращаются в дела. Апокрифы особенно распространяются о родстве Иисуса, о Его рождении, о детстве и о последних событиях Его жизни. В канонических книгах Нового Завета об апостолах даны крайне скудные сведения. Мы достаточно знаем о Павле, имеем несколько отрывков из биографии Петра, несколько старых легенд об Иоанне и Иакове, но жизнь и деятельность остальных покрыты непроницаемым мраком. Апокрифы на темы жизни апостолов стали появляться очень рано и в большом количестве. Нередко они проповедовали те же истины, что и церковь. Но бывало и иначе. Со II в. церковь испытывает энергичное нападение гностицизма. Гностики как религиозные мыслители старались возвести свои доктрины к Откровению. Гностики охотно опирались на христианскую письменность,но еще охотнее они сами составляли книги и связывали их с именами вождей христианства. Церковь боролась с наводнением апокрифической литературы или тем, что противопоставляла ей свою письменность такого же рода, или же обезвреживала апокрифы и допускала их к обращению. |