Это интересно
Новости по теме
|
К вопросу о кризисе культурыЕвропейская цивилизация стала ключевой частью современной культуры. На ней основана технология, система образования, взгляды на мир, на человечество, общество. Она определяет стиль жизни, который предлагается всему миру как образец. Однако, в то же время в европейской философской мысли не раз высказывалось мнение о кризисе европейской культуры и цивилизации. Широко известна критика европейской культуры столь разными мыслителями, как, например, Ф.Ницше и О.Шпенглер. Н.Бердяев в работе «Новое средневековье» отметил, что «кризис современной культуры начался уже давно. Он сознавался ее великими творцами. Войны, революции, внешние катастрофы только обнаруживали вовне внутренний кризис культуры». До недавнего времени кризис проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предупредить, и т. д. И вот теперь кризис становится явным и глобальным, он захватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и др., которые составляют естественные основания всеобщего бытия, показывает, как опасны бездуховность и безразличие, ведущие к кризису Человека. Приоритет экономических ценностей над другими, в частности духовными ценностями, привел, по словам Н.Бердяева, к тому, что «автономия хозяйственной жизни привела к ее господству над всей жизнью человеческих обществ. Мамонизм стал определяющей силой века, который более всего поклоняется золотому тельцу». «Исследуя факторы, приведшие к краху коммунизма, аналитики пишут, что интеллектуальная элита страны Советов переживала муки «кризиса атеистической веры». Из-за сильного влияния на людей атеистической идеологии, люди в Советском Союзе переживали глубокий нравственный кризис, включая и правящую верхушку государства. Народ в СССР утратил все нравственные ценности веры и надежду.» Сегодня не только философы, ученые, но и политики ведущих стран мира ищут пути выхода из той критической ситуации, которая складывается в мире. По результатам опроса ВЦИОМ от 13 мая 2005 г., 59% населения России обеспокоены острым кризисом морали, культуры и нравственности. Когда как 29 августа 2001 г. эта проблема заботила лишь 28% населения. При этом мало кто возражает, что увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком беспрецедентного кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю именно европейской культуры. Петрова Валерия — студентка МГУ. С помощью новейших достижений науки, средств массовой информации духовные ценности, накопленные человечеством, увы, не становятся более доступными, но каждому человеку еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательность, не найдя её, легко находит заменитель. Культура организует человеческую жизнь, культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять социально значимые роли. Культура, нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование её поведения. Поэтому возрождение культурных и нравственных ценностей — одна из значимых задач любого общества, народа, государства. В результате нашего развития в сфере общественных отношений, науки и культуры мы так ничего и не нашли — от разочарования во всех этих направлениях человечество якобы повернулось обратно к религии, и весь мир начинает сейчас снова раскрывать в себе тягу или к традиционным религиям, или, может быть, в несколько иной форме — к всевозможным мистическим учениям и так называемым духовным методикам. И кажется, что происходит возврат к прошлому. Но это не так. На самом деле религии отмирают и находятся в стадии агонии, и возврат происходит для того, чтобы проверить их, снова пересмотреть и увидеть, что и они тоже, в сущности, не приносят человеку ожидаемых результатов, не оправдывают тех надежд, которые на них когда-то возлагались, и человеку только кажется, что он, тем не менее, сможет найти для себя в них какую-то опору. К сожалению, глубокие размышления об опасности рационализации всего сущего, сведения разума к научной рациональности остались на уровне собственно философской рефлексии, обеспокоенности усиливающейся бездуховностью, эмоциональным опустошением человека, стремящегося больше «иметь», нежели «быть». Такой человек, как показала европейская история, трагичен тем, что он не знает о своей бездуховности, видит смысл жизни в материальном, забывая о более высоком предназначении человека. Естественно, новоевропейская история, вступившая на путь превращения всех ценностей в товар, должна была «расплатиться», став жертвой своего прагматизма и практицизма. Призыв философов не столько «иметь», сколько «быть» не был услышан правителями ведущих стран. Более того, политики, всегда стремившиеся к расширению своей власти, сделали все, чтобы и другие страны и культуры, не успевшие в силу своих национальных традиций принять такую установку, не имели выбора и стали на путь, предложенный новоевропейской индустриально-технологической цивилизацией. |