Это интересно
Новости по теме
|
Музыкальная гармонияИсследователи из Кэмбриджа Джош Макдермотт (Josh McDermott) и Марк Хаузер (Marc Hauser) выяснили, что делить звуки на неприятные и приятные могут только люди, а их близким родственникам - обезьянам - наплевать на музыкальную гармонию, и расстроенное пианино для них звучит не хуже концерта Моцарта. Результаты своей работы исследователи опубликовали в журнале Cognition, а статья об их открытия появилась на сайте издания Nature. То, что животные оказались безразличны к человеческому культурному наследию, не сюрприз даже для человека непросвещенного в "культурно-биологических" вопросах. Однако становится интересно, почему исследователей заинтересовала именно музыкальная гармония, а не, скажем, живопись или скульптура? С чего возникла предпосылка, что музыка - самое "нечеловеческое" из искусств? Пифагоровы штаны... во все стороны звучат У истоков современной музыки, как это ни удивительно, стоял известный всем древнегреческий ученый Пифагор. Точнее, музыка существовала задолго до Пифагора, но он был первым, кто в математических терминах описал, что такое ноты, а также приятные и неприятные слуху созвучия. Пифагор пытался выяснить, что такое 12 нот, которые мы используем до сих пор, для сочинения и исполнения музыки - черные и белые клавиши на рояле. Ученый натягивал струны с разной силой, а также экспериментировал с их длиной. В результате он выяснил, что каждая последующая нота по длине струны отличается от предыдущей в 2^(1/12) раз. А получить ноту, располагающуюся на октаву выше, можно, сократив струну в два раза... Иной читатель скажет, что все это "скучная" математика, но на самом деле, все мы пользуемся ей каждый день. И длина ладов, которые мы зажимаем на гитаре, вычисляется именно по принципу, открытому Пифагором. Если отступить от него, получается расстроенный инструмент. Мало того, какие-то сочетания звуков даже на настроенном музыкальном инструменте звучат приятно, а другие - раздражают слух. Древние греки считали, что причина всему - божественная теория музыки, ниспосланная свыше. Все тот же Пифагор установил, какими именно должны быть длины струн (или частоты звуков), чтобы их сочетание понравилось людям. После всех его опытов музыка была объявлена точной наукой, главными законами которой являются гармонические пропорции. Затем этими же пропорциями Пифагор пытался объяснить многие природные явления, вплоть до положения звезд на небе. Таким образом, еще в древности музыка была отделена от остальных искусств. По мнению античных исследователей, она подчинялась каким-то объективным законам и существовала вне зависимости от человека. Конечно, "золотое сечение" существует и в живописи, и в скульптуре, но там все отношения приблизительны, и отклонения от них не так бросаются в глаза, как расстроенная гитара режет слух. Поэтому современные биологи не забросили эту проблему и до сих пор пытаются понять, откуда взялась музыкальная гармония. Чувствуют ли ее родственные человеку животные, есть ли гармония у певчих птиц? Когда у человека появляется музыкальный слух - с появлением на свет или позднее... Все эти вопросы изучались не один раз, но, по большому счету, четких ответов на них нет. Макдермот и Хаузер, о которых говорилось в самом начале этой статьи, в своих экспериментах использовали комнату, в которой звучали два типа шума. С одной стороны - гармоничный, то есть построенный по законам Пифагора, с другой - диссонансный. Со стороны, однако, ни один из них не звучал как музыка - они оставались шумами. В это помещение по очереди запускали обезьян и людей. Выяснилось, что люди значительно чаще перебираются в "гармоничную" часть комнаты, а обезьянам совершенно безразлично, где находиться. При этом, как отмечает журнал Nature, ранее уже проводились эксперименты, в которых животные учились отличать звуковую гармонию от диссонанса. Но тогда исследователи не пытались понять, какие сочетания звуков приятны животным, а какие нет. Результаты исследований Макдермота и Хаузера позволили авторам предположить, что "музыкальный слух" дается человеку с рождения и обусловлен структурой его мозга. Однако есть несколько важных "но"... Но! Так уж вышло, что современный человек не может жить вне музыки. Очень сложно не услышать за день ни одного аккорда, ни одной мелодии. Даже в самых глухих деревнях, где нет электричества, радио и телевидения, детям поют колыбельные. И поют их как правило в традиционной "пифагоровской" манере - используя все те же двенадцать нот. И понятно, что ребенок волей-неволей привыкает к европейской гармонии, которая практически вытеснила все остальные. |