Это интересно
Новости по теме
|
Написание хайку1. Источник хайку -- жизнь. 2. Обычные, ежедневные события. 3. Созерцай природу в непосредственной близости. Созерцай природу -- конечно, не только природу. Но хайку -- это прежде всего природа, природный мир вокруг анс, а уж потом -- мы в этом мире. Потому так и сказано, "природу". А человеческие чувства будут видны и ощутимы именно через показ жизни мира природы. 4. Отождествляй себя с тем, о чём пишешь. Нет, не со стороны, а наоборот -- изнутри. Тут речь о том, чтобы почувствовать себя вот этим жучком, ползущим по шершавой коре дерева, и ощутить это так, как он ощущает. Изнутри, то есть. Вот это и есть "соединение с вещами", о котором Блайс говорит (в отрывке, который я приводила когда-то, помнишь?). Ощутишь своё единство с этим жучком -- получится настоящее хайку. Мы не можем жить вне мира, мы в сущности часть мира, мы едины с миром -- вот с этой позиции и нужно ощутить природу, отождествить себя с ней... и через это -- передать своё чувство, тогда и читатель его почувствует. Физически ощутить себя частью природы -- это и есть "отождествить себя с тем, о чём пишешь". 5. Размышляй в одиночестве. 6. Изображай природу как она есть. Да, простыми словами. Писать только про то, что видишь реально, что можешь реально ощутить своими органами чувств. Не приписывать природе свои человеческие мысли, понимание, оценки, ощущения, воображение ... Не комментировать то, что видишь. Не "додумывать". Не оценивать никак вообще! Типа, не писать нечто примерно такое: дорога шепчет на моей ладони слова свисают с кончика карандаша дождь играет по нотам листьев в лесу золотое молчание тишина пришла в гости паутинки воспоминаний улетают Ну и прочее в таком духе -- ну ты понимаешь, конечно. Это всё так надуманно, натянуто, смешно, "сюсюкающе" как-то смотрится, правда? Настолько нереалистично, что серьёзно воспринимать такие "стихи" даже стыдно :) А писать в хайку то и так, что именно и как именно видишь и ощущаешь своими органами чувств. Всё. Потому и говорят, что хайку -- это чистая поэзия. То есть без примеси человеческого эгоцентризма. И если слова -- ТЕ, верные, точные, простые, то и чувство ими передастся то, какое автор испытал. И читатель это же испытает. При условии, что автора это действительно взволновало. Конечно, писать такие стихи -- гораздо труднее, чем т.наз. "западную" поэзию. 7. Не стремись всегда писать на 5-7-5. Хайку традиционно (на японском) состоит из 17 слогов: 5 в первой строке, 7 во второй, и 5 в третьей. Но если ты прочитала выше нашу беседу с Сашей, то видела, что даже Басё и другие "классики" японских хайку не всегда писали по такому шаблону. Вот об этом Хэкет и говорит: что этот размер -- не самое важное в хайку. В самой статье он подробнее это объясняет, почему это не столь важно, и чтО же важнее этого. 8. Пиши в три строки. Писать в три строки он советует потому, что так яснее ритмический рисунок, а именно короткая-длинная-короткая (опять же, традиционно). А этим и сождаётся внутреннее напряжение в хайку. Дело в том, что сейчас некоторые размещают свои хайку на листе и в две, и в одну, и даже в четыре строки. По разным причинам, но суть одна: им кажется, что это эфектнее звучит и выглядит... и сильнее воздействует. Но как раз так чаще всего теряется больше, чем достигается... 9. Пользуйся обычным языком. Ну это в чём-то повторяет пункт 6. Но упор тут -- на использование именно обычных, простых слов, общеизвестных, не заумных, не слишком "научных" или слишком "поэтичных", не редких каких-то, которых большинство людей не знают или не употребляют. Используй слова из ежедневной обыденной речи, в их первичном точном значении. 10. Предполагай. Это не фантазирование. В хайку фантазирования нет. Предполагай -- значит не высказвай полностью и до конца, а оставляй что-то для дальнейшего построения (читателем). Поскольку хайку такие короткие, в них невозможно нарисовать картину во всех деталях, а можно дать как бы главные детали, а остальное читатель может сам предположить, исходя из данного. Можно сказать, что в хайку только внешние черты предметов нарисованы, только самые важные (на этот момент) характеристики вещи/явления указаны -- а остальное читатели дополняют в своём воображении сами... |