Это интересно
Новости по теме
|
Про Общество Сознания КришныМорозным декабрьским утром, возле входа в метро, ко мне подошел молодой человек в светлой куртке, светлой вязаной шапке и со стопкой брошюрок в руках. Он протянул мне брошюрку, а когда я взял ее, он попросил пожертвовать немного денег. По сути, оплатить стоимость "подарка". Я высыпал ему в руку всю кучу мелочи, накопившуюся в кармане (мне пофиг, сколько там было, просто карман казался слишком переполненным). В первое мгновение мне показалось, что "даритель" недоволен полученной платой, но затем он, видимо, заметил, что там были не только копейки, но и рубли, и пятирублевики, и недовольство сменилось выражением полной удовлетворенности. Еще он мне пытался что-то втирать про смысл жизни, но мое безразличное лицо явно не располагало к философским беседам, и я спокойно зашел в метро. В тот день брошюрка оказалась прочитана на 2/3 и густо исписана разными пометками, стрелками, подчеркиваниями и проч. Не было, правда, ни одного восклицательного знака (интересная чужая мысль) и ни одной пометки "моё" (мысль, которая была у меня до прочтения данной книги). Часто встречалась пометка "гы". Тем не менее, я готов проанализировать брошюрку вполне серьезно. Называлось сие творение "Совершенные вопросы. Совершенные ответы". И содержало оно стенограммы бесед американца Боба Коэна с основателем Общества Сознания Кришны "его божественной милостью" А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Разумеется, и американец был далеко не атеистом, и беседы наверняка были отредактированы с тем, чтобы из всех вопросов оставить только "совершенные". Но все равно меня привлекло то, что это было не обезличенное изложение каких-либо религиозных догматов, а живые беседы. Беседы, в которых порой всплывали на поверхность весьма интересные моменты. Прежде всего о личности Прабхупады. У меня сложилось впечатление, что это был человек много думающий, постоянно сомневающийся. И, вероятно даже, ни во что не верящий. Но способный дать другим смысл жизни, заразить их какой-то верой. По сути, это "белая ворона". Такой человек резко отличается от других, и эту непохожесть другие способны трактовать двумя способами. Вариант первый: этот человек социально активен, он учит других, как надо жить. И обычные люди задумываются: а по какому праву, собственно, не похожий на нас человек учит нас? Вероятно, потому что он божественен, совершенен. И надо стремиться к этому (недостижимому) совершенству. А второй вариант такой: этот человек социально не активен, и при этом не похож на других - и другие начинают считать его чужаком, низводят до уровня ничтожества. То есть "белые вороны" способны занимать в обществе лишь две позиции: либо ничтожества, либо божества. Как функционирует организация (не важно, религиозная или политическая), где имеется подобный вождь? Прежде всего: члены такой организации мыслят исключительно категориями своей (созданной вождем) субъективной реальности, в которой все упорядочено, все объяснено, все разложено по полочкам и выстроено в какую-то иерархию. Но действовать-то им приходится в объективной реальности, явления которой очень часто не вписываются в их представления, входят в противоречие со всеми этими иерархиями и объяснениями. И вождь служит для них связующим звеном, мостом между двумя реальностями - объективной и субъективной. Он устраняет противоречия, дает объяснения явлений, не вписывающихся в представления членов организации. Он перекодирует информацию, получаемую из внешнего мира, на язык своих последователей. Объяснения, даваемые вождем явлениям из объективной действительности, могут быть противоречивы. К примеру, в одном месте Прабхупада клеймит существующую систему образования и говорит о том, что на уроках естествознания надо говорить не о порядке проведения химических реакций, а исключительно о Кришне. Однако в другом месте он ссылается на научные данные в качестве аргумента ("Наши тела меняются каждое мгновение - это установленный медициной факт"). Еще в одном месте он говорит, что мы живем в материальном мире и не можем пренебрегать его законами; а тот, кто пренебрегает ими - глупец. Налицо явное противоречие: если на уроках естествознания говорить только о Кришне, только о духовной жизни (и этого, по словам Прабхупады, достаточно для познания мира), то откуда же люди узнают о законах материального мира, которыми, по его же словам, глупо пренебрегать? Объясняется это противоречие очень просто: цель вождя - дать в каждом конкретном случае объяснение, удовлетворяющее слушателя, устраняющее не нужную организации мыслительную активность, устраняющее в его мозгу какое-то противоречие между субъективной и объективной реальностями. В одном случае для этой цели годится одно объяснение, а в другом - другое, м.б. прямо противоположное первому. |