Это интересно
Новости по теме
|
Дети учатсяЧеловеческие детеныши доказали ученым, что обладают отличным от животных способом обучения. Шестимесячные младенцы умеют реагировать не только на слуховую, но и на зрительную интонацию взрослых. Человек всегда может составить мнение об окружающем мире, используя полученную в наблюдениях за другими существами информацию. Например, кружение стервятников указывает на местоположение падали, а давка в супермаркете — на «подарок за покупку». Ученые обнаружили, что социальная информация может показывать даже количество ресурсов. Крысы, пробуя незнакомую пищу, сначала понюхают рот собрата, а люди в незнакомом городе всегда определяют цену и качество ресторанных услуг по количеству сидящих за столиками. Психологи считают, что наиболее важна социальная информация для младенцев, у которых в силу возраста очень мало знаний и совсем немного реальных возможностей для их получения. Но, как думают ученые, человеческие детеныши сильно отличаются от звериных. При наблюдении за предметом они, как и животные, предпочитают следовать за учителем. Но при этом они хотят устанавливать визуальный контакт с обучающим и понимать, общаются с ними или нет. Как рассказывает Крис Фрит (Chris D. Frith) из Центра неврологических исследований «Велком траст» в лондонском Университетском колледже (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging at University College London), пристальный взгляд – отличный источник социальной информации для человека. Люди очень чувствительны к управлению таким взглядом. В первую очередь потому, что направление взгляда у человека достаточно просто отследить из-за ярко выделяющейся на фоне любой склеры радужной оболочки. Во-вторых, человек – существо любопытное. И когда он замечает движение глаз, у него тут же появляется желание знать, на что же визави смотрит. Отследив пристальный взгляд, можно понять, чем люди интересуются, и получить подсказки о намерениях и пожеланиях другого. Внимание к направлению взгляда обязательно для коммуникации. Непроизвольная реакция сознания на изменение точки внимания происходит, когда собеседник перемещает глаза. Такая реакция – часть большого механизма изменения двигательного поведения при наблюдении за действиями других. Движения глаз — часть работы системы в головном мозге, которую ученые назвали «зеркальными нейронами». Впервые зеркальные нейроны зарегистрировали при исследовании двигательных участков коры мозга у макаки-резуса около десяти лет назад. Сразу же исследователи выдвинули несколько теорий о предназначении таких специфических клеток. Например, что зеркальные нейроны отвечают за понимание значения действий и намерений объекта наблюдений, обучение, сочувствие, развитие языковых навыков и даже «чтение мыслей на расстоянии». Ученые даже думали, что дисфункция этих нейронов приводит к развитию аутизма и проблем в коммуникативной сфере. Но оказалось, что в основном «зеркало» использует двигательную систему организма, чтобы подражать чужому поведению. Благодаря такой «эмуляции» человек может «предсказывать» действия существа, за которым он наблюдает. Правда, «зеркало» нужно человеку далеко не всегда. Есть много ситуаций, в которых автоматическая имитация поведения других как раз нежелательна. Например, во время совместных действий необходимо совершать движения, которые сильно отличаются от движений партнера. Хороший пример – переноска стола, когда один грузчик идет лицом вперед и хорошо видит путь. А второй пятится спиной, не имея обзора. Даже для такого простого действия прямое отражение совершенно не годится. Да и отследить глазами область интереса партнера в такой ситуации тоже не получится. Исследователи из «Велком траст» попытались понять, какие же механизмы запускают «отражатель» поведения. Участники эксперимента пассивно наблюдали за тем, как другие люди перемещали их левую или правую руку. Когда «двигающий» оказывался лицом к наблюдателю, энцефалограмма показывала активность зеркальных нейронов, а если испытуемые видели спину, то подобного эффекта не наблюдалось. Авторы исследования считают, что социальная значимость действий оказывается больше, когда люди оказываются «лицом к лицу», и она действует как пусковой механизм для «зеркала». Помимо таких «социальных реплик», как получение информации визуально, есть еще так называемые социальные сигналы. Обращенная речь – типичный пример таких сигналов, но и такая форма передачи информации, по словам ученых, должна предваряться обращением глазами. |